
Россия, Нижегородская обл.,
г. Городец, ул. Набережная, д. 61 (со стороны ул. Коминтерна)
Элемент не найден!
Крюков Дмитрий Иванович
1897–1966
Ранние годы и становление мастера
Дмитрий Иванович Крюков родился в 1897 году в деревне Савино, в семье потомственных мастеров городецкой росписи. С 12 лет начал осваивать искусство живописи под руководством старшего брата Фёдора. Семья Крюковых славилась своими мастерами: одни специализировались на росписи детских стульчиков и каталок, другие создавали традиционные донца. Уже в юности Дмитрий проявил яркий талант и выработал собственный узнаваемый почерк.
Творческий путь и вклад в городецкий промысел
Судьба отвела Дмитрию Ивановичу особую роль в возрождении городецкой росписи в 1930–1950-е годы. Его творчество этого периода характеризуется:
· простотой и чистотой рисунка
· ясностью силуэтов
· гармоничной цветовой палитрой
Мастер виртуозно сочетал традиционные приёмы с новаторскими решениями. Если в изображении людей он часто следовал классической фронтальной манере, то в таких работах, как «Скачки», «Красноармейский разъезд» и «Смотр готовности коня», проявил смелость в трактовке новых сюжетов и пейзажей.
Период экспериментов и творческих достижений
В 1937 году Крюков вместе с И.К. Лебедевым был приглашён в экспериментальную мастерскую при Третьяковской галерее. Здесь под руководством художника А.Л. Горбункова мастера создавали эскизы для росписи ширмы по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина.
В этом проекте особенно ярко проявился талант Крюкова в орнаментальном искусстве:
· создал 10 уникальных клейм
· мастерски изобразил традиционных городецких птиц
· ввёл новых персонажей: белок, зайцев, лис, тигров и львов
· разработал изысканные цветочные композиции
Хотя его работа считалась вспомогательной по отношению к сюжетным композициям Лебедева, она продемонстрировала новые выразительные возможности орнамента и значительно обогатила художественный язык промысла.
Заключительный период творчества
В 1950-е годы Крюков стал верным соратником А.Е. Коновалова в деле возрождения городецкой росписи:
· создавал образцы росписи для артели «Стахановец»
· участвовал в преобразовании артели в фабрику «Городецкая роспись» (1960)
· в 1957 году разработал роспись для нового изделия — коня-качалки
Наследие и значение
Дмитрий Иванович Крюков скончался в 1966 году, оставив богатое творческое наследие. Его работы:
· сохранили традиции городецкой росписи
· открыли новые пути развития промысла
· продемонстрировали эволюцию орнаментального искусства
· стали важным связующим звеном между старыми мастерами и новым поколением художников
Творчество Крюкова занимает особое место в истории народного искусства, сочетая в себе верность традициям и смелый поиск новых форм выражения.