
Россия, Нижегородская обл.,
г. Городец, ул. Набережная, д. 61 (со стороны ул. Коминтерна)
К XIX веку Городец был известен как крупное торговое село. На его развитие повлияли выгодное расположение на большой судоходной реке и близость к Нижегородской ярмарке. Благодаря этому здесь особенно развивались торговля и ремесла.
Значительную часть населения Городца и его округи составляли староверы, которые начали селиться здесь ещё во второй половине XVII века, спасаясь от преследований. Среди них было много искусных мастеров, что послужило одной из важных предпосылок распространения большого числа художественных промыслов в окрестностях.
В конце XVIII века в 10 км от Городца в районе реки Узолы начал формироваться один из самобытных промыслов края – изготовление резных прялочных донец.
Помимо глухой резьбы в отделке донец использовали очень редкую для русского народного искусства технологию – инкрустацию мореным дубом. А позднее добавляли в композицию подкрасы соком ягод или растений.
Первые сюжеты донец городецкой росписи отражали духовный мир Заволжья, где старообрядческие ценности переплетались с языческими и народными верованиями. Символизм был основой раскольнического мировоззрения, а космогонические представления были близки народу.
Особый интерес представлял мотив Древа жизни с предстоящими всадниками — мотив, связанный с древними представлениями о мироздании и райском источнике у корней древа. Символическая птица на вершине подчеркивала сакральность изображения.
Цветочные орнаменты — ромашки, розы, а позднее ставший характерным цветком купавка — уходят корнями в традиции резьбы и тканых украшений XVIII века.
В середине XIX века во многих областях домовую резьбу начинает дополнять роспись или подкраска минеральными пигментами. На эту технологию реагируют и Заволжские мастера донцев. Во взаимодействии цвета и резьбы в этот период формировались новые черты пластической выразительности, развивался рисунок и усложнялся сюжет.
Следующим шагом развития в 1860 году стало использование братьями Мельниковыми для росписи иконописной техники – грунтовка донец мелом, смешанным с клеем, приготовление красок на яйце, варка олифы.
К 1870-м годам сильно меняются вкусы покупателя. Теперь праздничность, броская яркость росписи ценятся гораздо больше, чем строгая сдержанность резьбы с инкрустацией, техника которой трудоёмка и не может уже удовлетворить растущий спрос рынка. Это определяет быструю смену в городецком донечном промысле искусства резьбы и инкрустации — искусством росписи.
Язык цвета, кисть, пришедшие на смену резцу, открывали перед мастерами новые возможности художественного выражения, ставили их перед новыми задачами. Начали появляться мастера исключительно кисти.
К 1880-м годам в Городецком уезде промысел охватил не только узольские деревни, но начал распространяться по всей округе. Это был период расцвета и одновременно зарождения знакомых сегодня городецких орнаментов и сюжетов.
Быстрое живое письмо от руки меняло содержание сюжетов – божественные символы менялись на жизненные, ритм терял свою медлительность и строгую структуру и приобретал подвижность в чередовании крупных и малых форм.
Развивается интерес к сюжетному изображению, рассказу и даже портрету. Новые мотивы городской жизни хлынули красочным потоком в живопись городецких крестьян и зазвучали в ней по-ярмарочному празднично.
Мастера формируют единую технику нанесения рисунка – формирование цветовых пятен, затем объединение их в композицию и «разживка».
В 1880–1890-е годы в городецкой росписи человек становится главным мотивом творчества, а человеческое — главной темой искусства.
Элемент не найден!