
Россия, Нижегородская обл.,
г. Городец, ул. Набережная, д. 61 (со стороны ул. Коминтерна)
К 1910-м годам донечный промысел почти исчез: фабричные ткани вытеснили домотканные холсты. К 1930-м годам городецкая роспись сохранялась лишь на детской мебели — каталках и стульчиках. Искусство городецкой росписи постепенно приходило в упадок и нуждалось в серьёзных изменениях. Перемены требовались не только в самих предметах росписи. Новая советская власть настаивала на обновлении тематики, сюжетов и образов, что означало поиски новых художественных подходов и решений.
В конце 1920-х — 1930-е годы советское правительство принимает меры по изучению и поддержке кустарных промыслов. Появляются первые исследования по истории городецкой резьбы и росписи по дереву. Работы городецких мастеров приобретаются в коллекции крупных музеев страны. Именно в это время появляются панно — декоративные доски, лишённые утилитарного значения.
В 1935 году Всекопромлессоюз командировал в Узоле профессионального художника И.И. Овешкова. Он должен был изучить промысел и организовать работу мастеров. На тот момент из мастеров оставалось всего несколько человек, из них начнёт складываться коллектив будущей художественной мастерской. Овешков поселился в деревне Косково в доме И.К. Лебедева, этот дом и станет первой мастерской. «За неимением столярного белья» мастера будут делать росписи на досках и бумаге.
Всекопромлессоюз (Всесоюзный союз лесной, лесохимической и деревообрабатывающей промысловой кооперации) — всесоюзная специализированная система, охватывающая кустарей, занятых в лесных, деревообрабатывающих и лесохимических промыслах.
И.И. Овешков (1877–1942) — художник декоративно-прикладного искусства, мастер игрушки, график, живописец, организатор кустарного производства.
В 1936 году при колхозе им. С.М. Кирова в селе Курцево была создана художественная мастерская. Колхоз предложил мастерам под роспись мелкую токарную посуду, привычную клеевую краску заменили масляной.
Тем временем в 1936 году в Москве собиралась выставка народных художественных ремёсел РСФСР (ВНХР), которая позже станет музеем (МНХР), сыгравшая значительную роль в истории городецкой росписи. В 1937 году мастера городецкой росписи были приглашены к участию в первой выставке «Народное творчество» в залах Третьяковской галереи. В процессе работы над выставкой и под кураторством московских художников мастера создают новые работы с актуальными сюжетами и новыми формами.
В 1937 году при ВНХР организованы экспериментальные мастерские, в которых продолжается работа городецких мастеров в сотрудничестве с художниками и искусствоведами. Работа МНХР и сотрудничество с мастерами прекратились с началом Великой Отечественной войны, завершив целый этап в истории городецкой росписи.
Мастера промысла в период 1930–1941 годов смогли сохранить городецкую роспись, а также им удалось создать уникальную коллекцию рисунков (эскизов), отражающую разные аспекты экспериментальной деятельности сложного периода.
Элемент не найден!