
Россия, Нижегородская обл.,
г. Городец, ул. Набережная, д. 61 (со стороны ул. Коминтерна)
Коновалов Аристарх Евстафьевич
1920 - 1993
главный художник 1959 - 1986 гг.
«Сейчас я как бы стою на горе, с которой далеко видны и прошлое, и дорога вперед. Вся история возрождения нашего промысла представляется в живых лицах ее участников, в эпизодах упорной борьбы за то, чтобы наше традиционное искусство не оказалось стертым с лица земли. Мечты моей жизни сбываются. Промысел городецкой росписи получил реальные условия для развития и подъема».
А.Е. Коновалов. 1986 год.
Советский художник и мастер городецкой росписи, один из ключевых организаторов и хранителей традиционного народного промысла в послевоенное время.
Родился в деревне Савино в семье потомственных «красильщиков». С 8 лет трудился в мастерской деда С.Ф. Крюкова, обучаясь городецкой росписи.
В 1936 году Коновалов поступил в художественную мастерскую в Курцево в качестве ученика.
В 1939 году Аристарха Евстафьевича пригласили в экспериментальные мастерские МНХР. Здесь ещё неопытный мастер копировал старые работы, фиксировал варианты мотивов и этапы росписи, выполнял образцы городецкого орнамента для использования в промышленности. В этот период Коновалов понял, что его главное направление в росписи — орнаментальные композиции. Как он отмечал сам: «... фигуры людей являются для меня самым слабым местом». Работа в мастерских сыграла определяющую роль не только в его судьбе, но и в дальнейшей истории городецкой росписи. Коновалов писал, что годы жизни в Загорске сформировали его как художника и руководителя, привели к осознанию «значимости, неповторимой художественной силы и красоты городецкой росписи», дали «решимость» служить её возрождению.
Во время войны Коновалов продолжал самостоятельную практику росписи, а также набирался знаний для последующего восстановления промысла.
После войны Аристарх Евстафьевич активно занимался возрождением промысла. Благодаря его усилиям, в 1951 году в селе Курцево была создана самостоятельная промысловая столярно-мебельная и художественная артель «Стахановец». Основной задачей артели стало производство мебели.
В 1954 году Коновалов участвовал в конкурсе изделий для предприятий художественных промыслов. По его росписи был изготовлен детский мебельный гарнитур, удостоенный второй премии. С этого момента началось сотрудничество с Научно-исследовательским институтом художественной промышленности (НИИХП).
В 1957 году Коновалов открывает класс городецкой росписи в Семёновской профтехшколе. Через два года он выпустит первый набор — 20 художниц, которые станут первыми сотрудниками фабрики и выдающимися мастерами промысла.
Проявив себя не только как талантливый живописец и выдающийся организатор, Коновалов стал кладезем знаний о городецкой росписи. Он словно стал связующим звеном между двумя веками истории и культуры промысла. Особое значение в изучении городецкой росписи имеет вышедшая в 1988 году книга А.Е. Коновалова «Городецкая роспись. Рассказы о народном искусстве», в которой мастер представил свой уникальный взгляд изнутри. Его воспоминания о работе старых мастеров, наблюдения и размышления о народном искусстве являются бесценным вкладом в сохранение и понимание богатой традиции городецкой росписи.
Галерея работ