Музей Городецкой росписи
Музей Городецкой росписи – первый в стране музей, посвящённый этому уникальному промыслу.
Основа коллекции – фонды фабрики «Городецкой росписи», создание которой началось в 1936 году
с небольшой группы талантливых мастеров, посвятивших себя сохранению и развитию древней
традиции росписи.
Коллекция музея пополнялась все годы работы предприятия. Ведущие мастера фабрики оставляли
свои работы в музее, а сотрудники активно искали работы первых «красилей» по аукционам и
антикварным магазинам.
В сложные 90-е годы сотрудникам фабрики удалось сохранить фонды музея и, самое главное,
сам промысел.
В ноябре 2022 года собственником «Городецкой росписи» стала Группа компаний «Сладкая жизнь»,
что положило начало масштабным изменениям и возрождению художественного промысла.
За несколько лет вырос штат художников, увеличился объём выпускаемой продукции, введены
в производство новые авторские изделия и, главное, повысился интерес к промыслу в целом.
Сегодня фабрика «Городецкой росписи» является душой и сердцем этого удивительного искусства,
где талантливые художники с любовью и вдохновением создают авторские предметы, оживляя
традиционные сюжеты и мотивы, и продолжая эволюцию промысла, который восхищает не одно
поколение.
К XIX веку Городец был известен как крупное торговое село. На его развитие повлияли выгодное расположение на большой судоходной реке и близость к Нижегородской ярмарке.
Благодаря этому здесь особенно развивались торговля и ремесла.
Значительную часть населения Городца и его округи составляли староверы, которые начали селиться здесь ещё во второй половине XVII века, спасаясь от преследований.
Среди них было много искусных мастеров, что послужило одной из важных предпосылок распространения большого числа художественных промыслов в окрестностях.
Подробнее →
К 1910-м годам донечный промысел почти исчез: фабричные ткани вытеснили домотканные холсты.
К 1930-м годам городецкая роспись сохранялась лишь на детской мебели — каталках и стульчиках.
Искусство городецкой росписи постепенно приходило в упадок и нуждалось в серьёзных изменениях.
Перемены требовались не только в самих предметах росписи. Новая советская власть настаивала на обновлении тематики,
сюжетов и образов, что означало поиски новых художественных подходов и решений.
Подробнее →
Советский художник и мастер городецкой росписи, один из ключевых организаторов и хранителей традиционного народного промысла в послевоенное время.
Родился в деревне Савино в семье потомственных «красильщиков». С 8 лет трудился в мастерской деда С.Ф. Крюкова, обучаясь городецкой росписи.
В 1936 году Коновалов поступил в художественную мастерскую в Курцево в качестве ученика.
Подробнее →
После войны за возрождение промысла взялся А.Е. Коновалов. По итогам его выступления на пленуме Городецкого райкома ВКП(б) в 1950 году,
руководство приняло решение о проведении мероприятий, направленных на восстановление промысла.
5 марта 1951 года на базе мастерских в селе Курцево были созданы самостоятельные промысловые столярно-мебельная и художественная артель «Стахановец».
Первые годы артели были непростыми: отсутствовали снабжение материалами, транспорт и достойные условия труда.
Артель занималась выработкой мебели. Несмотря на трудности, артель постепенно развивалась, увеличивался штат сотрудников.
Подробнее →
Первый образец городецкого коня-качалки был спроектирован сотрудницей Научно-исследовательского института художественной промышленности Е.И. Воронцовой.
Именно с этого момента началась история знаменитой игрушки, которая сегодня является одним из символов Нижегородской области.
Специалисты института регулярно привозили в мастерскую в селе Курцево разработанные для городецкой росписи образцы и проводили семинары со столярами и художниками.
На таких встречах новые изделия дорабатывались до финального варианта с учётом особенностей росписи и традиционного городецкого стиля.
Подробнее →