Россия, Нижегородская обл.,
г. Городец, ул. Набережная, д. 61 (со стороны ул. Коминтерна)
Это место полнится удивительными историями. Давайте познакомимся с ним поближе!
Городец – старинный городок в Нижегородской земле, маленький «островок» русской истории на левом берегу Волги с 1152 года. По сей день он сохранил свой живописный облик. Здесь Вас встретят красочные купеческие усадьбы, милые деревянные дома с искусными рельефами и избы конца XIX — начала ХХ века с нарядной городецкой резьбой, будто теремки из сказки.
Чем богат Городец
В Городце всегда бурно кипела торговля. Когда-то он шумел базарами и ярмарками, которые не умещались на главной площади города и стекались по улицам. Сюда спешили местные и приезжие: товар купить-продать, себя и своё мастерство показать да на людей вокруг посмотреть. Вырезные ложки, посуда, сани, коромысла, корыта, плетёная мебель и корзины, пряничные доски – от разнообразия товаров глаза разбегались. Завсегдатаем ярмарок среди товаров были городецкий деревянный прядильный донец с яркой росписью, по-местному «дёнец», разнообразная кухонная утварь и, конечно, любимцы детей – игрушки. Особой известностью пользовались плотницкие деревянные игрушки, отличавшиеся красотой и нарядностью.
Первая городецкая лошадка
Первой игрушкой, расписанной на Городецкий манер, стала лошадка. Да-да, та самая, незатейливая лошадка-каталка. Уже в 20 веке, в 1950-х, на фабрике была разработана усовершенствованная её версия по эскизам Е. Воронцовой – эта модель стала культовой и самой любимой у детворы! Игрушка отличалась прочностью и годами жила в семьях, принимая участие во всех детских играх. Современным детям она тоже приносит много-много радости (фото-ссылка на продукт).
Расцвет городецкой росписи
Историки связывают расцвет городецкой росписи с приездом в 1870 г. из Городца в деревню Курцево иконописца Николая Ивановича Огуречникова. Здесь он научил ремесленников варить клей, готовить краски, показал первые образцы цветочного орнамента и другие элементы, например, иконописного коня Георгия Победоносца. Следом за ним одними из первых мастеров городской росписи стали братья Антон и Лазарь Мельниковы. Об их творениях узнали в каждом уголке страны, и из семейного ремесло Мельниковых перешло в статус промысла.
Традиции городецкой росписи закладывали также Николаев Антон и Поляков Гавриил. А развивали сложившиеся творческие приёмы и принесли их в советскую эпоху И. А. Мазин, Ф. С. Краснояров, Т. С. Крюков, К. И. Лебедев.
Каждый мастер верил в искусство городецкой росписи, уважал и трепетно передавал традиции, но шёл по своему творческому пути, создавая яркие индивидуальные изделия. Например, Гавриил Поляков умело изображал батальные и праздничные, торжественные сюжеты. Братья Мельниковы были мастаками жанровых сцен. Антона отличала лиричность и тщательность деталей, а Лазаря — свобода и смелость, стройность композиции. Хотя и Антона всегда тянуло к новшествам — он начал учиться и умело расписал своё донце ещё до приезда Огуречникова.
«Городецкая роспись» сегодня
Сквозь века передавались традиции городской росписи. В 1935 году, в одну мастерскую объединились шесть старых городецких мастеров: И. А. Мазин, Ф. С. Краснояров, И. К. Лебедев, Д. И. Крюков, П. Д. Колесов и В. К. Смирнов. Но спустя какое-то время, артель перестала существовать.
Позже, в 1960м году, сформировалась функционирующая и по сей день фабрика художественных промыслов «Городецкая роспись». Тогда расширили Курцевскую артель под руководством А.Е. Коновалова, Д.И. Крюкова и И.А. Мазина. Старинная городецкая роспись возродилась благодаря хранителю и продолжателю традиций Аристарху Коновалову. Больше тридцати лет он был главным художником и директором фабрики. Современные городецкие мастера почитают историческое прошлое родных земель, поэтому все деревянные изделия украшает ручная яркая роспись и дивная резьба. Каждый городецкий умелец трепетно передаёт уникальные приёмы росписи из поколения в поколение и развивает их – находит новые темы и сюжеты, не забывая, кончено, о классических историях и композициях.